Легкий старт с командой ITSM 365

Узнать
Попробовать бесплатно

Что такое CMDB

7 мин читать

ИТ-ландшафт компании — это сложный «организм», который нуждается в постоянном контроле. Компоненты инфраструктуры желательно рассматривать не по отдельности, а в тесной взаимосвязи между собой. Наряду с ПО и оборудованием важно учитывать и конфигурации. Только так можно навести полный порядок в ИТ-активах. Достичь такой цели многим компаниям помогают базы CMDB. О том, что это за инструмент и где он применяется, читайте в статье.

Что такое CDMB

CMDB — Configuration Management Data Base — переводится как «база данных управления конфигурацией». Это глобальное хранилище, которое включает все элементы ИТ-инфраструктуры организации и логические связи между ними. CMDB охватывает как аппаратные и программные компоненты (серверы, ПК и т.д.), так и конфигурации. В базу могут входить и объекты, которые физически находятся вне компании, например, применяемые облачные сервисы. В результате складывается комплексная картина всего ИТ-ландшафта.

Типы данных, которые содержатся в CMDB

Зачем нужна СMDB

На ИТ приходится значительная доля операционных расходов компании. Прежде всего это затраты на обслуживание инфраструктуры. CMDB консолидирует всю информацию об ИТ-активах, что помогает управлять ими рациональнее. Вот основные выгоды от применения инструмента.

Сокращение расходов на ИТ за счет обоснованного распределения ресурсов. Простой учет активов дает понимание, какое оборудование имеется в компании, где находится, кем и для чего используется. А CMDB показывает взаимодействие между собой и проясняет, какие бизнес-процессы завязаны на те или иные инфраструктурные компоненты.

Как итог, проще распределять ИТ-активы внутри организации. Недостаточно учитывать, скажем, рабочую станцию: нужно понимать, к каким сетям она подключена и в каких проектах задействована. Возможно, только это оборудование в подразделении обладает необходимыми техническими характеристиками для выполнения определенных задач, а его «переброска» в другой отдел негативно скажется на бизнес-процессах и даже приведет к материальным потерям.

Другой пример — выдача рабочих ноутбуков новым специалистам в крупной компании с расширяющимся штатом. Вполне практичный подход, когда в ситуации увольнения сотрудников «старая» техника передается недавно нанятым. С другой стороны, если этот ноутбук пришел в негодность и не позволит новичку эффективно выполнять обязанности, сработает принцип «скупой платит дважды». Чтобы такого не произошло, нужно учитывать конфигурации и эксплуатационные данные оборудования, включая количество и критичность проведенных ремонтов. Тогда легче оценить, какую технику списать, какая еще послужит бизнесу, а что нужно докупить дополнительно.

С базой CMDB отслеживать такие нюансы становится проще. Как и выявлять неиспользуемое оборудование, для которого все еще предоставляется поддержка. А с помощью учета лицензий на применяемое ПО удастся избежать штрафных санкций со стороны контролирующих органов.

Управление закупками и расходами. Запасаться всей необходимой техникой и расходными материалами впрок не всегда экономически оправдано. Если для нужд бизнеса достаточно иметь на складе 20 картриджей для принтеров, зачем постоянно поддерживать их в количестве 100 штук?

Во-первых, CMDB помогает выявить оптимальное количество запасов активов благодаря фиксации их связей с бизнес-процессами. Во-вторых, некоторые цифровые инструменты, в которых ведутся подобные базы, позволяют настроить оповещения о нехватке оборудования, ПО, расходников и комплектующих. Такие системы дают возможность реализовать автоматическое создание задачи для сервисных служб на пополнение запасов (например, если количество картриджей на складе меньше 10 штук). Все это упрощает работу по материальному обеспечению бизнеса и планированию бюджета.

Повышение скорости техподдержки сотрудников компании. За счет CMDB технические специалисты получают актуальные сведения о ресурсах и конфигурациях. Это заметно сокращает сроки выполнения сервисных обращений и повышает качество обслуживания.

В частности, при поступлении запроса на устранение сбоя в работе ПК специалист сразу видит все установленные программы и приложения. Узнает, в каких процессах задействовано это оборудование. Возможно, программные компоненты конфликтуют между собой или компьютер используется для задач, которые требуют более высоких технических характеристик. Иногда при помощи CMDB специалист поддержки разбирается в корневых причинах проблемы еще до того, как он физически добрался до оборудования или подключился к нему через сервис удаленного доступа.

Своевременное обнаружение проблем. Исчерпывающая информация обо всех элементах инфраструктуры дает возможность действовать на предотвращение инцидентов. Статистика отказов и поломок позволяет выбирать наиболее надежные решения и технику. А выявление проблемных активов — эффективно управлять рисками.

Единый интерфейс для централизованного управления ИТ-инфраструктурой. Особенно это важно для территориально распределенных компаний. Их ИТ-активы рассредоточены между множеством объектов, которые могут находиться в разных городах и странах. CMDB становится единым инструментом контроля всей инфраструктуры. Исключается пропажа оборудования и других ресурсов в связи с недостаточным учетом.

Когда целесообразно выстраивать CMDB

Внедрять СMDB могут любые компании, которые используют собственную ИТ-инфраструктуру. Не так важны отрасль и масштабы организации. Однако необходимо учесть ряд моментов, чтобы оценить целесообразность такого шага.

Компания имеет многокомпонентную ИТ-инфраструктуру, от которой сильно зависят бизнес-процессы. Если все ограничивается несколькими десятками ПК, парой принтеров и стандартным пакетом офисных программ, то будет достаточно и стандартных средств учета, например, Excel.

Наличие зрелых процессов. Внедрение и актуализация СMDB — трудоемкая задача. В некоторых крупных компаниях поддержкой таких баз занимаются отдельные подразделения. Структурировать обширные массивы данных, производить настройки и интеграции базы с внешними системами — все это отнимает немало ресурсов организации.

В ИТ-подразделении и во всей компании изначально должны быть выстроены упорядоченные процессы. Необходимо также располагать персоналом, который сможет взять на себя такие функции без ущерба для других задач. Чтобы понять, насколько компания готова к внедрению CMDB, техничеким специалистам стоит провести аудит текущего состояния ИТ-инфраструктуры.

В компании используется система автоматизации сервисных процессов. Например, в некоторых service desk можно вести учет программного и аппаратного обеспечения. Для каждой конфигурационной единицы в таких системах задается подробное описание. Доступно назначение связей между оборудованием и активными лицензиями. В гибких service desk также можно фиксировать, какие пользователи и где именно работают с оборудованием. В небольших и средних компаниях подобные ИТ-решения нередко становятся важным источником информации, что упрощает актуализацию CMDB.

Необходимая для построения CMDB информация, которая аккумулируется в сервис деск системе

К выводам

CMDB выступает стратегическим центром контроля ИТ-хозяйства компании. Такое хранилище значительно повышает эффективность управления ИТ-активами, даже если территориально они рассредоточены по разным объектам.

Перед внедрением CMDB важно оценить, насколько организация располагает для этого необходимыми техническими специалистами и в какой степени упорядочены бизнес-процессы. Вести CMDB зачастую проще, если компания применяет в работе гибкую систему service desk. Ведь в ней аккумулируется значительная часть информации о пользователях, оборудовании, конфигурациях и связях между ними.

Протестировать ITSM 365

Рекомендуем

ITSM 365 и Zabbix: как мониторинг событий помогает службе поддержки

В чем польза интеграции облачного сервиса с системой мониторинга и как это работает.

6 мин читать

Автоматизация учета и обслуживания оборудования в сервисном бизнесе

Как автоматизировать учет и обслуживание оборудования: типовые сценарии с помощью сервис деск.

6 мин читать

Управление ИТ-сервисами и активами: что это и зачем нужно бизнесу

Как связаны управление ИТ-активами со службой service desk и почему этими процессами лучше управлять в единой системе.

7 мин читать

Управление доступностью сервисов: определение, метрики, автоматизация

В чем специфика процесса управления доступностью по ITIL и почему контролировать его удобно с помощью инструмента service desk.

3 мин читать