Легкий старт с командой ITSM 365

Узнать
Попробовать бесплатно

Автоматизация HR: как построить цифровые сервисы для сотрудников

9 мин читать

Перевод сервисов в цифровой формат становится ключевым трендом для кадровых служб в любой компании. Запросить справку с места работы, подать заявление на отпуск, инициировать найм нового специалиста – получить такие HR-услуги дистанционно и в кратчайшие сроки должно быть максимально просто. О том, как подобного эффекта бизнесу помогают достичь service desk системы, разбираем в статье.

С какими проблемами сталкиваются компании без автоматизации HR-сервисов

В некоторых компаниях взаимодействие HR-служб с сотрудниками до сих пор не автоматизировано и регламентировано лишь частично. Допустим, чтобы запросить копию трудовой книжки, нужно позвонить в отдел кадров либо «поймать» в коридоре HR-специалиста. Тот фиксирует просьбу в Эксель-таблице или просто держит эти планы в голове. Сотрудник рассчитывает на быстрое выполнение задачи, в то время как у HR-специалиста множество других нерешенных вопросов. Ежедневно запросы от коллег в крупных компаниях могут поступать десятками. Как результат, информация теряется, а сервисы предоставляются медленно.

Другая проблема – недостаточная прозрачность деятельности кадрового подразделения. Насколько эффективно работают HR-специалисты, как оценивают сотрудники получаемые сервисы внутри компании – все это сложно проанализировать, если данные хранятся разрозненно и отсутствуют удобные инструменты аналитики.

Без автоматизации запросы в HR-службу поступают хаотически, а выполнять аналитику проблематично. Все это сказывается на скорости и качестве обслуживания 

Избежать подобных проблем помогает выстраивание сервиса вокруг сотрудника при помощи автоматизированных инструментов, например, service desk систем. Рассмотрим подробнее основные области автоматизации HR-процессов и решаемые задачи.

Систематизация HR-сервисов

Главная ценность систематизации HR-сервисов в едином инструменте заключается в том, что вся деятельность кадрового подразделения «раскладывается по полочкам» в виде структурированного каталога услуг.

В некоторых ИТ-системах по умолчанию реализованы готовые каталоги HR-сервисов, которые формируются на основе реальных кейсов организаций из разных отраслей бизнеса. При необходимости в каталог добавляют новые услуги или, напротив, скрывают неактуальные с учетом специфики процессов. 

Подача заявки в HR-службу происходит так. Сотрудник заходит в личный кабинет в ИТ-системе, выбирает нужную услугу в перечне, заполняет важные данные и регистрирует обращение. При этом по составу каталога услуг сразу понятно, входит ли сервис в ответственность подразделения. Например, справки 2-НДФЛ в одних организациях предоставляет HR-служба, в других – бухгалтерия. 

Каталог в service desk системе наглядно структурирует перечень и состав предоставляемых подразделением кадровых услуг

Сотруднику легче правильно сформулировать информацию по своему вопросу и не допустить ошибок, если форма заявки изначально включает нужные поля. HR-специалисты сразу получают все сведения. Приходится меньше уточнять подробности, а значит запросы выполняются быстрее.  

Подробное описание в карточке заявки помогает ускорить выполнение запросов по HR-тематике

Еще систематизация HR-услуг в едином инструменте облегчает контроль сроков. Для каждой заявки в ИТ-системе рассчитывается дедлайн исходя из соглашений SLA. Например, 8 часов на предоставление справки 2-НДФЛ. А статус запроса («В работе», «Отложена», «Ожидание ответа») демонстрирует, на каком этапе находится выполнение заявки.  

Другой плюс автоматизации – четкое распределение ответственности. По любой заявке можно назначить исполнителя. Например, одному HR-специалисту направлять запросы на подготовку кадровых документов, другому – на проведение собеседований. В итоге всегда понятно, к кому из HR-подразделения обращаться за уточнениями по ходу решения вопроса. 

Назначение дедлайна и ответственного по заявке повышает прозрачность работы HR-подразделения 

Перечисленные возможности относятся к специфике обращений, которые поступают HR-специалистам напрямую. Однако и они нередко оставляют заявки в АХО и другие подразделения, что тоже влияет на скорость обслуживания коллег. Например, чем оперативнее рекрутер забронирует переговорку, тем скорее обратившийся за подбором нового сотрудника руководитель сможет совместно провести собеседование и оценить кандидата. 

Во многих компаниях занятость таких помещений фиксируется в специальных календарях. С помощью service desk системы процесс бронирования упрощается. HR-специалисту будет достаточно выбрать дату, время и длительность встречи. ИТ-система сама найдет свободное помещение, после чего участникам собеседования придут автоматические уведомления со всеми деталями мероприятия. 

Благодаря возможностям service desk системы рекрутер может забронировать переговорку для собеседования всего в несколько кликов

Резюмируем, какие преимущества дает описанная систематизация HR-сервисов. Для сотрудников это прежде всего понимание, какие услуги оказывает кадровое подразделение и как в них ориентироваться, точность сроков и распределения по ответственным, а также возможность контролировать ход предоставления сервисов. HR-специалистам проще расставить приоритеты, какие запросы выполнять в первую очередь. 

Оптимизация сложных кадровых процессов

Как правило, обслуживание «буксует», если выполнение запроса зависит от подключения смежных подразделений. Наглядный пример – подготовка к выходу нового сотрудника. HR-специалисту нужно оформить документы, проконтролировать выдачу оборудования, мебели, зарплатной карты, а также доступов к корпоративным ресурсам. К таким задачам привлекаются коллеги из АХО, бухгалтерии, ИТ-отдела. 

Чтобы подразделения получали подобные запросы автоматически, в некоторых ИТ-решениях используют конструктор бизнес-процессов. Этот инструмент позволяет настраивать цепочки взаимосвязанных задач, согласований и других действий для исполнителей. В заявке по умолчанию фиксируется, кто и к какому сроку должен подготовить документы, предоставить все необходимое для рабочего места и подключить нового сотрудника к внутренним цифровым ресурсам. Каждый участник получает уведомления о завершении определенного этапа или о назначении себя ответственным за задачу. Все происходит в одной системе, что помогает HR-специалистам координировать действия коллег.

Даже самые многокомпонентные HR-сервисы, которые требуют подключения разных служб, удается предоставлять слаженно, если автоматизировать процесс

Подобные сценарии в ИТ-системе можно настраивать для прохождения персоналом инструктажей в разных подразделениях, подписания обходных листов и других разветвленных процессов. Это поможет синхронизировать работу всех задействованных служб и вовремя выполнять задачи. 

Аналитика по HR-сервисам

Без аналитики кадровых процессов невозможно улучшать сервисы для сотрудников. Проблематично ускорить выдачу кадровых документов или подбор персонала, если неизвестно, сколько времени уходит на такие задачи сейчас и какие факторы на это влияют. 

Для оценки работы HR-службы необходимо правильно подобрать метрики, которые будут объективно отражать зоны роста. Упрощают такую задачу некоторые service desk системы, где по умолчанию содержится базовый набор универсальных отчетов. Они вскрывают проблемы в работе всей команды или конкретного специалиста. Например, отслеживаются время решения заявок и соблюдение требований SLA, процент просроченных обращений и многое другое. Отчеты по оценкам со стороны сотрудников дают представление о качестве сервиса. Контролируются в системе автоматизации и статистика по разным видам заявок. 

Помимо базовых показателей в гибких ИТ-системах можно настроить аналитику по специфическим метрикам. Возможный вариант — анализ средних сроков подбора персонала. Если время поиска специалиста существенно превышает средние значения, вероятно, стоит ускорить обработку резюме или скорректировать требования к кандидатам. Следующий шаг – сегментация средних сроков подбора по различным вакансиям. Чем более высококвалифицированный сотрудник требуется, тем дольше его приходится искать. Контроль таких метрик позволит выявлять заминки в рекрутинге, оперативно корректировать найм и быстрее закрывать потребности руководителей подразделений в кадрах. 

На наглядных дашбордах можно отслеживать как базовые метрики, так и специфические показатели по предоставлению HR-услуг

Что касается сбора и обработки данных, то здесь тоже помогают возможности ИТ-системы. Не потребуется обращаться к другим источникам, т.к. данные аккумулируются в единой среде. Это особенно важно, когда речь идет о крупной организации с распределенной структурой. Таким образом, аналитика по HR-сервисам в единой системе позволяет с минимальными трудозатратами получить объективную картину эффективности обслуживания внутри компании. 

В каждой компании могут использоваться свои специфические кейсы построения цифровых HR-сервисов для сотрудников. Поэтому желательно подобрать по-настоящему гибкое решение, которое позволит реализовать любые сценарии обслуживания в зависимости от конкретных кадровых процессов. 

Рекомендуем

13 важных метрик для оценки работы службы поддержки

Какие метрики службы поддержки используются на разных этапах развития сервисных процессов.

14 мин читать

Как мотивировать пользователей подавать заявки через личный кабинет в ITSM-системе

В чем преимущества личного кабинета системы service desk как канала взаимодействия со службой поддержки.

6 мин читать

Как автоматизация бизнес-процессов помогает улучшать сервис

Рассматриваем кейсы автоматизации бизнес-процессов на примере задач различных сервисных служб.

7 мин читать

Цифровые инструменты для АХО: зачем нужна автоматизация

Какие преимущества дает компании автоматизация АХО при помощи системы service desk.

6 мин читать

Соглашение SLA: что регулирует и почему выгодно обеим сторонам

Что такое Service Level Agreement (SLA), как составить подобное соглашение и какие метрики включить.

12 мин читать

Чек-лист. Первые шаги автоматизации сервисных подразделений

Рассказываем, какие основные шаги нужно пройти на старте автоматизации сервисных служб внутри компании.

4 мин читать